Человек, это общеизвестно, существо социальное. Даже самые необщительные люди нуждаются в том или ином виде взаимодействия с социумом. Что говорить о детях, перед которыми лежит целый мир непознанного, бесконечное множество источников познания и бездна сил для их использования. И все же, каждому нужно то тихое местечко, где можно остаться наедине с собой – своя, личная территория.
До трех лет ребенок полностью включен в общее пространство, во все процессы. Однако в три года наступает момент, когда он начинает воспринимать себя самостоятельной единицей, отличающейся от других. Осознается понятие «мое». Появляется потребность в собственном пространстве, куда нет хода другим людям.
К сожалению, не всегда есть возможность выделить ребенку целую комнату, но пусть это будет отгороженный уголок, игровой домик, любое место, где ребенок может побыть один, установить на этой территории свой собственный порядок (и поддерживать его!), особенно это важно для мальчиков. Взрослым в этот период важно научить ребенка уважать свое и чужое пространство, в том числе и на собственном примере – это не сложно постучаться или попросить разрешения войти на пространство своего чада, не переставлять и не перекладывать вещи без его ведома или даже вопреки его желанию.
Не стоит забывать, что в понятие личного пространства входит не только, собственно, территория, но и время, потребности, мысли, а так же небольшой кусочек пространства, ограниченный длиной вытянутой руки, так называемая, личная зона. Все это тоже требует непременного уважения, а если и вмешательства, то крайне аккуратного, деликатного. Такое отношение станет дополнительным кирпичиком для формирования у ребенка доверия к миру, уверенности в себе.